Туркменистан: Некогда элитная воинская часть превратилась в сборище лентяев в обносках

Гауптвахта, полностью забитая солдатами в обносках — вот что увидел главнокомандующий сухопутными войсками полковник Ровшен Аязов во время недавней проверки воинской части 20020 в Ашхабаде. Он дал нагоняй начальнику Главного управления разведки минобороны Туркменистана Максату Эсенову, к которому относится часть. Эсенов направился туда разбираться, но вместо изучения ситуации просто переадресовал нагоняй солдатам: прекратить бардак, убрать все лишнее из тумбочек! Затем с контрольной проверкой вернулся Аязов: на этот раз в казармах был порядок, а на столе — наваристый плов из баранины вместо блочного буйволиного мяса. Успокоенный полковник уехал, а с ним исчезли и баранина, и дисциплина.

Не такая уж шокирующая история — вот только произошла она не в абы какой части, а в бригаде специального назначения — самой боеспособной части туркменской армии. Подразделение еще совсем недавно считалось элитным, туда отбирали наиболее крепких ребят и готовили их к самым сложным сценариям защиты Родины. Как было и как стало при нынешнем министре обороны Бегенче Гундогдыеве — в материале turkmen.news.

Было: элитное подразделение

Часть 20020 бригады специального назначения (Ýörite maksatly brigada) когда-то готовила лучших бойцов Туркменистана. У нее была долгая история, восходящая к 56-й отдельной десантно-штурмовой бригаде, которая раньше размещалась в Ёлотене. Нынешнее название бригада получила в 2017 году. Это основное десантно-штурмовое подразделение страны.

В независимом Туркменистане бригада знала разные времена, но тогда, в 2017 году, ее возглавлял Ровшен Оразмамедов. При нем она оправдывала свое специальное название. Офицеры и солдаты уважали командира части, а в новобранцах видели будущее армии.

На уважении к специальности и офицерам строилась в то время дисциплина. По словам источника turkmen.news, Оразмамедов часто повторял, что при нем ни один десантник не сядет на губу, то есть на гауптвахту. Так оно и было: солдаты прилежно проходили службу в престижном подразделении, а офицеры были заняты своей работой, а не придирками и поиском денег.

Самого Оразмамедова вскоре назначили заместителем министра обороны — начальником главного управления гражданской обороны и спасательных работ, что для него закончилось плохо. После сильного затопления Ашхабада в мае 2018 года его сняли с этой должности и даже, по сведениям источника, посадили. Он вышел из заключения в 2023 году.

Но вернемся к бригаде. Цену ей знал и прежний министр обороны Яйлым Бердыев, занимавший пост в 20092011 и 20152018 годах. В подразделение отбирали самых спортивных, выносливых и стойких солдат. Даже если сюда и попадали по блату, кого попало все равно не брали․ Профессиональные спортсмены, например, пробиться могли, а просто дети чиновников без нужных физических данных — нет. Подготовку привилегированные юноши проходили наравне со всеми.

А подготовка была сложной. Это тренировки на выносливость, ведь десантники должны быть эффективными и быстрыми в тяжелой бронезащите. Отработка навыков рукопашного боя, более чем вероятного во время диверсионных операций. Наконец, подготовка к прыжкам с парашютом и сами прыжки.

Стало: дорогой санаторий…

При Бегенче Гундогдыеве, который дважды сменял Бердыева на посту министра обороны и держится на нем сейчас вот уже семь лет, смысл выражения бригада специального назначения изменился. Назначением некогда элитной воинской части фактически стал прием мажоров, детей и племянников высокопоставленных лиц.

Часть находится в Ашхабаде, так что многие оказались готовы нести деньги и дергать за ниточки, только чтобы их родные остались проходить службу в столице. Еще бы: солдаты на границах зимой мерзнут и болеют, в велаятах еще и сталкиваются с особенно суровой дедовщиной, которая часто делает их инвалидами и даже убивает.

Также неплохо получить в военный билет запись о службе в престижном подразделении. Правда, зарабатывать и поддерживать этот престиж солдаты-мажоры не готовы. Иные, такие как племянник одного из прокуроров, выходят на утреннюю пробежку в шлепках и с сигаретой в зубах. На подобных не действует не то что устав, а обычные нормы морали: сделаешь замечание — солдат звонит дяде.

Неплохо и прыгнуть с парашютом — ключевая часть подготовки, которая, тем не менее, стала платной либо доступной по звонку командиру. А в общем же служба стала своего рода санаторием с дорогими путевками.

Кстати, требования к здоровью новобранцев также стали как в санатории. Медицинская комиссия выявляет у призывников заболевания, и по каждому он получает акт. Число актов определяет, годен ли юноша к службе в принципе и в каких войсках. Естественно, в ВДВ обычно берут тех, у кого не более одного-двух заболеваний, не препятствующих службе — 1-я категория годности. Точнее, так было раньше, а теперь и четыре-пять актов (то есть заболеваний) не препятствие.

… Или стройбат

Но не все так радужно даже для мажорных солдат, заплативших за санаторий деньги. В казармах, рассчитанных на 750800 человек, сейчас размещают до 1000.

При этом многих солдат можно найти на гауптвахте. Все-таки пугать родственниками или грубить можно до какого-то предела, а потом офицеры не выдерживают. Особенно если рядовые лезут к ним с кулаками, а бывали и такие случаи. С другой стороны, не у всех солдат есть спина, но все хотят пользоваться телефонами — за это тоже отправляют на губу.

Даже в элитной туркменской части не хватает финансирования (или же его расхищают), так что десантники ходят не в полной современной экипировке, а в ветхой форме. Именно такую картину — гауптвахта, полностью забитая солдатами в обносках, — недавно застал во время проверки главнокомандующий сухопутными войсками полковник Ровшен Аязов.

Он дал нагоняй командиру части и главе ГУР Максату Эсенову, к которому относится часть. Эсенов приехал разбираться на место, но ограничился криками на солдат: Из-за вас мне влетело! Срочников стали тестировать на знание устава и заставили прибраться в тумбочках. Вскоре вернулся с проверкой и Аязов: в части был порядок, а солдат кормили пловом из баранины. Но стоило ему уехать, как дисциплина исчезла. Баранина с тех пор на стол тоже не возвращалась.

Некогда элитная часть теряет офицеров и старшин, как и все подразделения страны. Без грамотных кадров никакую подготовку и дисциплину выстроить невозможно. А уходят ценные кадры из-за того же, что застала проверка и что происходит в армии в целом: плохие условия службы, отсутствие перспектив, коррупция и блат.

В той же части 20020 командир 1-й роты десантно-штурмового батальона не выходит на работу, пытаясь добиться увольнения за самовольное оставление части. Как уже писал turkmen.news, из-за острой кадровой нехватки обычные рапорты на увольнение уже с год не подписывают, и военные готовы уйти даже по самоволке. Командиры батальона специального назначения — самого боеспособного в Туркменистане — сменились за недавнее время уже трижды. Ушли с работы и ротные.

Конечно, офицеры пытаются жаловаться наверх, чтобы добиться пополнения новыми кадрами, а также финансирования и уважения. Но там сидит человек, который все прекрасно видит и знает и не хочет ничего менять. Этот человек — сам министр обороны Бегенч Гундогдыев.

Источники turkmen.news из числа военных регулярно отмечают, что сам Гундогдыев относится и к солдатам, и к офицерам как к расходному материалу, поощряет дедовщину. Само министерство он уже однажды развалил, так что ведомство приходилось заново собирать Яйлыму Бердыеву; погранслужбу же, которой Гундогдыев тоже руководил, после него собирал Шадурды Дурдыев. В свой второй срок во главе минобороны Гундогдыев разваливает все: от самых обычных до элитных частей. Но останется ли на этот раз что восстанавливать?

В туркменской армии офицерам и старшинам не дают увольняться, месяцами удерживая их паспорта

Люди с головой на плечах в этой системе не остаются. Туркменская армия продолжает терять офицеров

В ГУР Минобороны Туркменистана обеспокоены упадком армии, министр бездействует

Из-за отсутствия перспектив офицеры туркменской армии продолжают массово увольняться

.related-post {}

.related-post .post-list {

text-align: left;

}

.related-post .post-list .item {

margin: 10px;

padding: 0px;

}

.related-post .headline {

font-size: 18px !important;

color: #999999 !important;

}

.related-post .post-list .item .post_title {

font-size: 16px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

.related-post .post-list .item .post_thumb {

max-height: 220px;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

}

.related-post .post-list .item .post_excerpt {

font-size: 13px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

@media only screen and (min-width: 1024px) {

.related-post .post-list .item {

width: 24%;

}

}

@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {

.related-post .post-list .item {

width: 40%;

}

}

@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {

.related-post .post-list .item {

width: 90%;

}

}

The post Туркменистан: Некогда элитная воинская часть превратилась в сборище лентяев в обносках appeared first on Turkmen.News.

Еще статьи по теме

Небоевые потери. Коррумпированные командиры топят туркменский флот и личный состав
Люди с головой на плечах в этой системе не остаются. Туркменская армия продолжает терять офицеров
Президент Туркменистана освободил 276 граждан в честь Международного дня нейтралитета Сегодня, 11:28
В Туркменистане помиловали 276 человек в честь Дня нейтралитета
В честь Дня нейтралитета президент помиловал 276 человек 
В честь Дня нейтралитета Президент Туркменистана помиловал 276 осуждённых