С 2019 года в Туркменистане действует закон о лицензировании. Формально он должен защищать права потребителей, повышать качество и контролировать продукцию, которая, к примеру, требует особых мер безопасности. На деле лицензиями на тот или иной вид деятельности просто торгуют, а взятки идут прямиком в кабинет министров Туркменистана — в карман вице-премьеру Баймураду Аннамамедову. Из-за возросших цен многие предприниматели работают без лицензии, предпочитая откупаться от проверок — так выходит дешевле.
В Туркменистане предпринимателям необходимо получать лицензию на любой вид деятельности, создающий риски ущерба правам, законным интересам, нравственности, жизни и здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, культурному наследию туркменского народа, окружающей среде. При этом нельзя получить одну лицензию, например, на работу с удобрениями — нужно отдельно лицензировать импорт, экспорт, производство или продажу внутри страны.
Все, что связано с химической отраслью, к примеру, лицензирует соответствующий госконцерн — Туркменхимия. Его бывшего председателя Доврангельды Сапбаева в июле уволили за допущенные в работе недостатки — обязанности временно исполняет Тангрыгулы Атаев. Но от смены чиновников мало что изменилось в лучшую сторону. Наоборот, по данным источников turkmen.news, сумма взяток в госконцерне за любое движение выросла в разы, в том числе и за получение лицензии. Начальником отдела лицензий в Туркменхимии является Сейдулла Оразов, и он — ставленник заместителя генпрокурора Туркменистана Рахима Атаева.
Предпринимателям, желающим получить лицензию или продлить старую, Оразов с самого начала предъявляет прейскурант: разрешение на реализацию химической продукции стоит 8 тысяч долларов, а на производство — 15-20 тысяч. Как только ударили по рукам, кандидаты на получение лицензий проходят формальную комиссию — и все: считай, разрешение у тебя в кармане. Большую часть этих денег Оразов лично отвозит в правительство — вице-премьеру по энергетике, строительству и промышленности Баймураду Аннамамедову, а часть оставляет себе.
Ситуация и расценки в сфере энергетики аналогичные. Эту сферу курирует тот же Аннамамедов.
Конечно, деньги за лицензию требовали и раньше, но взятки редко превышали одну тысячу долларов. При Аннамамедове, занимающем должность с 2023 года, их размеры увеличились в 8-20 раз.
Из-за таких расценок многие предприниматели попросту работают без лицензии. В Туркменистане продается и покупается почти все, поэтому в случае проверок предприниматели просто платят по 100 долларов — и отсутствие лицензии нигде не всплывает. Таким образом, одна лицензия на 3 года стоит как 80 комиссий — бизнесмены просто выбирают, что им выгоднее.
Избежать лицензионных поборов удалось предпринимателям, занятым стройматериалами. Что интересно, поспособствовало этому восхождение в 2020 году на пост министра строительства и промышленности Сердара Бердымухамедова — нынешнего президента и сына тогдашнего. Как обсуждают предприниматели, лицензирование в подведомственной ему сфере отменили, чтобы его подпись случайно не попала на какой-нибудь не тот документ.
Однако и на эту сферу смена ответственных лиц повлияла не в лучшую сторону. Вице-премьер Аннамамедов ввел квоту на ключевые стройматериалы. Производителей арматуры, цемента, балок в стране не так уж и много, так что сокращать их количество еще сильнее — решение, направленное явно не на развитие отрасли. А на что? Опять же на обогащение: ведь на попадание в квоту тоже можно установить цену.
Да и без лицензий стройматериальщикам приходится давать на лапу во многих инстанциях. В их отрасли действует сертификация: продукция должна отвечать госстандартам. Раньше за сертификат соответствия брали по 200 манатов (10 долларов), теперь — 500 долларов. Но за такое подорожание в 50 раз отвечает уже не вице-премьер, а, по данным источников, заместитель начальника госслужбы Туркменстандартлары Бяшим Клычев, имеющий связи на самом верху.
Не забывают попросить у производителей свою долю и госпоставщики — например, как уже рассказывал turkmen.news, газовики, поставляющие топливо кирпичным заводам.
Безусловно, производство и продажа продукции не должны быть бесконтрольными. Низкокачественные удобрения или цемент — это угроза здоровью и даже жизням людей; нарушения при производстве ковров — это потеря престижа национального достояния. Но в условиях коррупции почти любую норму госрегулирования чиновники превращают в способ наживы. А эффект порой противоположен задуманному: законы, которые слишком сложно соблюсти, люди просто игнорируют.
Çalık Holding будет обслуживать Гарабогазкарбамид за $200 млн в год
Туркменистан проводит инвестиционный форум. Пять причин, почему вкладывать в страну рискованно
Ранее осужденный на 25 лет хяким Марыйского велаята вернулся на пост. И другие кадровые перестановки
Уже не теплое место. Правительственный куратор Туркменхимии зачищает концы
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Туркменский вице-премьер превратил получение лицензий в источник личного обогащения appeared first on Turkmen.News.