В последние годы жители Ашхабада все чаще для проведения праздников и торжеств арендуют палатки. Свадьбы, юбилеи, поминальные обеды стараются проводить согласно традициям, но вот договориться с соседями многие забывают или не считают нужным. Между тем палатки перегораживают дороги, а то и целые перекрестки — порой на несколько дней, — создавая не только неудобства, но и угрозу аварий.
Ковидная традиция
Передвижные сборно-разборные палатки для торжеств — что-то вроде современных юрт — ставили в Туркменистане и прежде, но именно в период пандемии COVID-19 случился их настоящий бум. Из-за вируса люди не перестали играть свадьбы, справлять юбилеи и следовать мусульманскому календарю. Участились и поминки по усопшим. Но где было проводить все эти мероприятия, если кафе и рестораны закрыты?
Выход — арендовать палатку. Ее привезут и соберут прямо у вас во дворе, каждая секция вместит не один десяток человек. Хозяева торжества или поминок давали взятки участковым полицейским и работникам домоуправления, и те закрывали глаза на нарушение, казалось бы, строгих карантинных ограничений.
Но карантин закончился, а палатки никуда не делись. Наоборот, сегодня эти сборные помещения уже сложно назвать обычными палатками: под окнами многоэтажек Ашхабада и особенно в районах с низкой застройкой возводят целые перевозные рестораны. Внутри — мощные системы охлаждения или обогрева воздуха, сцена со световыми экранами для музыкантов, а также длинные ряды столов для гостей, которых обслуживают десятки официантов в униформе с иголочки. Внутреннее оформление зависит от пожеланий заказчика: по запросу вам постелют туркменские ковры на пол, подвесят к потолку хрустальную люстру, задрапируют стены бархатом, украсят столы затейливыми цветочными композициями.
Меню зависит от бюджета семьи, но обычно владельцы палаток берут по 100-120 манатов с человека или за метр дастархана. В таком случае на столе на 6-8 гостей будет две тарелки с салатом, два вида закусок (мясные нарезки или самса), прохладительные напитки, два основных блюда, а под конец торжества — десерт с чаем. Но это — бюджетный вариант. Закусок, блюд и напитков (в том числе алкогольных) может быть намного больше, а их качество — лучше. Соответственно, это и дороже.
Проведение торжеств в палатках стало прибыльным бизнесом, им в одном лишь Ашхабаде занимаются десятки предпринимателей. В социальных сетях они соревнуются, кто проведет вам праздник лучше, красочнее и выгоднее. Turkmen.news собрал список палаток, популярных в Ашхабаде:
Älemgoşar toý hyzmaty
Gadyrly Toý hyzmatlary
Rahat toý hyzmaty
Ýaýla toý hyzmaty
Medine Gülleri toý hyzmat
Ak bulut toý hyzmatlary
Nurgeldi toý hyzmatlary
Paýhas Toý hyzmatlary
Paýtagt toý hyzmatlary
Begenç toý hyzmatlary
Цены на проведение торжеств в палатках оказываются выше ресторанных: помимо меню в них заложен выезд на место, монтаж и демонтаж конструкции. Для сравнения: в крупнейших ресторанах столицы, по данным источников, банкетное меню начинается от 80 манатов на гостя, есть варианты по 90, 95 и 100 манатов.
Банкетные цены устанавливают из расчета, что на празднике будут присутствовать 300-500 гостей, то есть на ресторан нужно закладывать от 24 до 50 тысяч манатов, а на палатку — от 30 до 60 тысяч. Но верхнего предела на самом деле нет. В Älemgoşar обещают, что по желанию клиента готовы протянуть палатку хоть от микрорайона Мир-8 до Гёкдепе, то есть с востока на запад, через весь Ашхабад. Это, конечно, рекламное преувеличение, но доля правды в нем есть: размеры праздничных павильонов превосходят воображение.
Праздник поперек горла
С ростом популярности палаток между горожанами все чаще стали вспыхивать споры. Организаторы мероприятий жалуются, что жители многоквартирных домов, где проживают и их клиенты, перегораживают своими машинами проезд, так что палатку невозможно поставить. Сами жильцы, особенно нижних этажей, возмущаются: несколько дней им в окна валит дым от казанов и гремит музыка.
Вообще-то для установки палатки требуется получить разрешение других жильцов. Но если одни готовы договариваться с соседями и даже приглашают их на свое торжество, то другие этим правилом пренебрегают. Максимум — покупают согласие домоуправления и участковых.
Однако запахи и шум — полбеды: людям, в чью жизнь без спроса нагрянул чужой праздник, больше всего поперек горла становится сама палатка. А если точнее, то встает она поперек дороги, а порой и перекрестка. Одна из таких палаток, в районе Чоганлы, даже видна из космоса.
В 2017 году, в преддверии Азиады, тогдашний управделами аппарата президента и правительства куратор Ашхабада Шамухаммет Дурдылыев приказал массово снести частные пристройки и даже дома. Предлогом послужили неудобства для проезда аварийных служб.
Чем эти палатки лучше с точки зрения безопасности? Они перекрывают проезд на целую неделю, пожарные и скорые их не смогут объехать, — рассуждает один из жителей Ашхабада. — А некоторые перекрестки так устроены, что при повороте ты едва успеваешь увидеть эту палатку и притормозить. Что будет, если какой-нибудь пьяный водитель врежется в нее на полной скорости? Десятки человек могут оказаться под колесами. Тогда, наконец, остальные задумаются?
В Центральной Азии и праздники, и печальные события традиционно собирали вместе всю большую семью и соседей, так что радость можно было умножить, а горе разделить. Жители соседних с Туркменистаном стран бурно дискутируют на тему, оправданы ли в современных реалиях тои на сотни человек или они оборачиваются неподъемными долгами ради показного лоска. В Таджикистане и Узбекистане даже действуют законодательные запреты на чрезмерно пышные торжества, а в Казахстане и Кыргызстане обсуждают, не стоит ли последовать их примеру.
Те же вопросы актуальны и для Туркменистана — но ситуация с палатками ставит еще один. Ашхабад и другие крупные города сильно отличаются от аулов и архитектурой, и характером отношений между соседями. Насколько доброй являются традиции проведения торжеств, которые не объединяют живущих бок о бок людей, а наоборот, настраивают их друг против друга, парализуют жизнь вокруг и подвергают окружающих реальному риску?
В Ашхабаде накануне Курбан-байрама резко выросли цены на мясо
В Ашхабаде проходят облавы на ночные заведения. Рестораны родственников президента продолжают работать
В Ашхабаде сносят рестораны родственника президента. В одном из них произошла поножовщина
Жители Ашхабада спешат провести свадьбы и поминки в ожидании полного локдауна
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post В Ашхабаде набирают популярность палатки для торжеств — но ставят их поперек дорог appeared first on Turkmen.News.