Вена: мир во время чумы, или Репортаж из центра 4-го локдауна

Вена: мир во время чумы, или Репортаж из центра 4-го локдауна

Сижу в своей квартире, в центре Вены. Выходить без острой необходимости власти не рекомендуют…

Устала от одиночества, однообразия и психологического давления от навязчивой мысли, что жутким локдаунам не будет предела. Идут они, сменяя друг друга, и нет им конца. Уже четвертый нагрянул.

Как манны небесной ждали 18 апреля обещали смягчение карантинных мер, но увы ограничения в Вене, как объявил бургомистр Михаэль Людвиг, продлеваются до 2 мая. Опять…

Торговые центры под замком, непродовольственные магазины тоже. Традиционные для женщин процедуры снятия стрессовых состояний походы в салон красоты, и те под запретом.

В такой ситуации одно из немногих развлечений глядеть в окно. Раньше, во времена доковидной катастрофы и до неконтролируемого наплыва беженцев, в окно смотреть было даже интереснее, чем проводить время у телевизора.

Веселые, пестрые, разноязыкие толпы туристов, вытаращив глаза, восхищаются бесконечными достопримечательностями австрийской столицы. Такими, как Карусель в Пратере (ее еще называют Венский Дисней) или Кернтнер штрассе возле Венской оперы.

И тогда на душе становилось как-то светлее от того, что я живу в таком месте, куда люди из разных уголков мира мечтают приехать, чтобы хотя бы немного насладиться тем, что я вижу каждый день и каждый час.

Стоило выглянуть в окно, и я заряжалась энергетикой вечного праздника, каким всегда была Вена.

Теперь же мельком бросаю взгляд в окно и сразу же хочется отвернуться. Опустевшая улица, как покинутый жильцами дом…

Ведь и в самом деле Вена всегда блистала как драгоценный камень в ожерелье туристических центров мира. А теперь Вену можно назвать центром 4-го локдауна, где я, глядя в окно, грустно наблюдаю пустынные улицы.

Венская Государственная опера жемчужина Австрии, закрыта с марта прошлого года. Теперь уже недоступны знаменитые дворцы и музеи Вены, Испанская школа верховой езды, старейший в мире Зоопарк в Шенбрунн и т.д. И от этого становится еще грустнее.

Мы уже привыкли постоянно носить маски (при этом специальные, класса FFP2, обладающие высокой степенью защиты), непременно дезинфицировать руки и соблюдать расстояние в 2 метра. Но как привыкнуть к виду пустых, будто всеми забытых улиц Вены?

И даже построенный в 1867 году Собор святой Бригитты, который я вижу из своего окна, теперь не кажется столь величественным, как ранее.

Этот храм уже видится мне печальным, как и все мы узники пандемии…

Грустные воспоминания уносят меня в недалекое прошлое. Перед глазами вечер 2 ноября прошлого года. Накануне объявленного в очередной раз локдауна, многочисленные жители Вены, и я вместе со своими друзьями, изъявили желание отдохнуть в кафе, прогуляться по улицам вечернего города, наслаждаясь беззаботным передвижением по улицам веселого города.

И друг неожиданно раздались выстрелы! Паника! Беготня! Крики! Слезы и стоны раненных!

Я оказалась в самом эпицентре теракта в Вене, так как мы, когда началась пальба, ужинали в ресторане. Посетители ресторанов, кафе и террас спрятались под столами, а на улице перепуганные люди бежали в поисках убежища. Все было как в фильме ужасов…

Потом выяснилось, что жестокие атаки были спланированы и велись из шести точек. В итоге пятеро погибших и более двадцати раненных.

Как так!? Кровавый теракт не где-нибудь на окраине цивилизации, а самом сердце культурной Европы! В центре миролюбивой и миротворящей Вены! Как такое могло произойти!?

Канцлер Курц возложил траурный венок на месте трагедии. И многим тогда показалось, что это прощание со спокойной жизнью…

За моим окном беда, четвертый локдаун. За год с небольшим четыре утомительных периода ограничений и запретов. Не много ли для сиятельной красавицы Вены?

Выходить можно только при острой необходимости. Хотя именно это я сейчас и сделаю пойду прогуляться. А заодно опишу свои ощущения от увиденного.

Вот я выхожу на улицу. Усталый полицейский интересуется, почему я здесь?

У меня в голове несколько дозволенных вариантов: к врачу, в аптеку, продовольственный магазин, банк или на почту.

Выбираю первый попавшийся ответ. Хмурый, я бы даже сказала очень хмурый блюститель порядка кивает головой, и я продолжаю свое шествие.

Венские улицы неприглядно пусты. Время от времени попадаются новоиспеченные земляки бесшабашная молодежь из числа приезжих, да и то изредка.

Но в основном улицы опустевшие. Даже Ам Грабен одна из главных улиц Вены, где в прошлом было не протолкнуться, в эти дни безлюдна. Да и в других местах, как правило, снуют редкие машины.

Из-за пандемии сильно пострадала австрийская экономика, и в первую очередь туризм. В стране, если не ошибаюсь, более полумиллиона безработных. Немало фирм и предприятий было закрыто.

Опустели без туристов лыжные регионы и отели. Но при этом было бы справедливо отметить, что правительство в силу пока еще имеющихся возможностей помогает людям, направляя финансовые средства на социальную поддержку и восстановление экономики…

Если в локдаун обычные бутики закрыты, то магазины продовольственных товаров работают. Кафе и рестораны работают в основном на вынос, хотя чашечку знаменитого австрийского кофе можно выпить на ходу.

Это я и сделала, чтобы немного поднять свое настроение.

Бесцельно бродя по близлежащим улицам, мне в какой-то момент показалось, что редко встречающиеся люди, измученные монотонностью жизни, стали менее доброжелательными.

Но это первоначальное, поверхностное мнение. На самом деле, приглядевшись, понимаешь, что это не так. Австрийцы в эти дни менее улыбчивы, и это правда. Но при этом не стали суровыми. Они также отзывчивы, как и прежде, хотя заметно и то, что они сильно измучены суровыми условиями пандемии.

Присматриваясь к редким прохожим, начинаешь осознавать, что жажда жизни уберегает нас от (не дай Бог) неоправданной озлобленности.

Да и друзья своими звонками, СМС-ками, сообщениями в соцсетях и во время мимолетных встреч пытаются поддержать друг друга. Словами простыми и добрыми. И тогда понимаешь еще и то, что неожиданно свалившаяся на наши головы беда все-таки не разобщила нас.

…Проходя по улице Грабен мимо памятника, который символизирует победу, одержанную людьми в XVII веке над чумой, я вспомнила летописи о тех далеких событиях. И даже более ранних.

В разгар Великой эпидемии, вспыхнувшей в Европе в середине VI века, в одной только столице Византийской империи ежедневно мучительно умирали тысячи жителей Константинополя. Всего же жертвами Черной Смерти стала сотня миллионов византийцев.

Через восемь столетий второй Великий Мор обрушился на людей. Некоторые эксперты полагают, что чума унесла жизни от 30 до 60% европейцев.

В конце XVII века еще одна драма разыгралась на нашем континенте. По разным оценкам, в одной только Вене чума унесла с собой около 80 тысяч жизней.

Никто не знал что это за напасть обрушилась на землю? Как от нее избавиться? Чем лечить людей?

Не только селения, но и целые города почти полностью вымирали. Немногие оставшиеся в живых бежали оттуда, помогали друг другу и молились, полагая, что это Божья кара за людское непослушание и грехи.

А когда чума отступила, тогдашний император Леопольд I в знак благодарности Всевышнему за избавление от Черной смерти в конце XVII века возвел в Вене Чумную Колонну, которая стоит и по сей день.

В наши тяжелые дни к Колонне приходят жители австрийской столицы, ставят свечи и взывают к Богу о спасении, как это было во все времена.

Они взывают, чтобы в наших сердцах воцарилась Любовь к ближнему, а вокруг нас Мир. Пусть даже в период так называемой чумы XXI века.

Пусть это будет Мир даже во время чумы, и тогда она отступит.

Я понимаю так, что все это очередное испытание по поводу того, сможем ли мы остаться людьми? Достойными и цивилизованными.

Поэтому главное для человечества объединиться перед страшной угрозой, отказавшись от попыток заработать финансовые или политические дивиденды на человеческом горе. И тогда мы люди планеты Земля сможем победить любую заразу.

…С такими мыслями я возвращалась домой, к своему окошку.

Но вот сюрприз мне опять встретился тот самый, хмурый, очень хмурый полицейский.

Я едва заметно улыбнулась ему, как старому доброму знакомому. А он в ответ мне тоже.

Неда БЕРГЕР, почетный советник ORIENT с аккредитацией в пресс-службе канцлера Австрии

Еще статьи по теме

В Ашхабаде пройдет книжная ярмарка для детей
Жителей Ашхабада по СМС уведомили, что в декабре пройдет перепись населения
В Туркменистане объявлен аукцион по приватизации 31 государственного объекта
Объединение автошкол Агентства Туркменавтоулаглары предупреждает водителей об опасности использования гаджетов за рулём
Степные орлы снова разорили российских орнитологов на оплате СМС
Два убийства стали предметом обсуждения в туркменских вузах. Студентам напоминают о вреде интернета
Туркменистан выставил на аукцион 36 государственных объектов