14 июля авиакомпания Turkmenistan Airlines открыла рейсы в Южную Корею — 14-ю экономику мира. При этом между странами сохраняется жесткий визовый режим. Отмена виз для граждан Кореи, ОАЭ, Малайзии, Китая и Вьетнама, с которыми уже есть прямое авиасообщение, а также Японии и Сингапура могла бы ежегодно приносить Туркменистану миллионы долларов дохода за счет туризма и транзита. Недавний кризис в соседнем Иране показал: страна к этому готова.
Хаб с ограниченным доступом
Сеул не единственное международное направление в расписании туркменского перевозчика: давно есть рейсы в Лондон, Франкфурт, Милан, Дубай и другие крупные города на западе, как и Бангкок, Куала-Лумпур, Пекин и Хошимин — на востоке.
Благодаря своему географическому положению Туркменистан мог бы служить недорогим хабом между ними. Но Ашхабад вряд ли станет полноценным транспортным узлом. Основная причина — неудобные стыковки и жесткий визовый режим, не позволяющий иностранцам покинуть пределы аэропорта.
Так, рейс из Сеула прилетает в Ашхабад во вторник ночью. В этот день ни в какой Франкфурт или Милан не улететь, можно только в Стамбул, ну или в Куала-Лумпур и Хошимин. Однако вряд ли богатые корейцы захотят облететь полмира, чтобы попасть туда, куда им лететь пару часов из домашнего аэропорта.
Иностранцы, вынужденные ждать пересадку в Ашхабаде от нескольких часов до нескольких суток, коротают время в дьюти-фри либо гуляют по красивому, но пустому терминалу, где нет ни международного роуминга, ни нормального интернета — самый настоящий режим incommunicado, то есть без связи с внешним миром.
За WiFi в аэропорту Ашхабада нужно обращаться в окошко, платить $5 в час и получать полуживой интернет, который не откроет ни одну социальную сеть. В Кыргызстане всем желающим прямо в аэропорту дают бесплатную электронную сим-карту на 7 дней и 30 ГБ интернета. В ОАЭ — 10 ГБ.
До сих пор, спустя 5 лет после пандемии, на всех КПП страны нужно сдавать платный тест на ковид. В аэропорту Ашхабада с этим полный бардак. Оплату принимают один-два кассира, а когда одновременно приземляется больше двух рейсов, то начинается настоящий хаос: толпу людей в несколько сотен человек никто не регулирует. При этом никакого теста фактически не проводится: пассажиры просто платят деньги и забирают квитанцию. Это позор, который негативно сказывается на имидже страны.
А еще прямо сейчас в аэропорту Ашхабада невыносимо жарко. Кондиционеры работают в режиме вентиляторов, гоняя горячий воздух. А все потому, что не предусмотрены деньги на амортизацию — в данном случае на ремонт чиллеров. Деньги приходится собирать с сотрудников. Источники утверждают, что аэропорт, которому всего лишь 8 лет, скоро нужно будет закрывать на капитальный ремонт, как недавно закрыли аэропорт Туркменбаши.
Потери на фоне настоящих хабов
Прямой рейс в Сеул — не конкурентное преимущество. В этом направлении давно и успешно работают Uzbekistan Airways и Air Astana, предлагая комфортный сервис и удобные стыковки с европейскими и ближневосточными направлениями.
Вопрос: с чего ради транзитные пассажиры из Южной Кореи должны выбирать именно Туркменистан? Соседние страны не просто предлагают безвизовый въезд к себе, но и интересные предложения, стимулирующие транзит и туризм. Так, у Air Astana действует программа MyStopover, предлагающая сутки проживания в отеле в Астане или Алматы с бесплатным трансфером и завтраком всего за $19. А Etihad Airways вообще предоставляет транзитникам до двух ночей бесплатного размещения в лучших отелях Абу-Даби.
На этом фоне Туркменистан выглядит закрытым и не заинтересованным в гостях, а авиакомпания Туркменистан рассматривается лишь в роли аэротакси. Даже при длительной пересадке пассажиры не могут выйти в город — визы должны быть оформлены заранее через консульства, получить их в аэропорту без приглашения из страны нельзя.
Тем временем Узбекистан с 1 июня ввел безвизовый режим с Китаем. Благодаря этому моментально взлетел спрос на авиабилеты, а вслед за этим добавилось два новых маршрута. И рейсы по ним летают три раза в неделю, а не один, как на многих ашхабадских направлениях.
Пока соседи активно развивают туризм и зарабатывают миллиарды, Туркменистан теряет пассажиров, а также имидж и доход. В 2024 году Узбекистан только на туризме заработал $3,5 миллиарда, а доходы от логистики составили 5,4% ВВП или $5,8 миллиарда. О таких показателях Туркменистану остается лишь мечтать.
Испытание готовности пройдено успешно
Но Туркменистан все может, когда захочет. В июне страна стала транзитной зоной для эвакуации иностранных граждан из Ирана. Через сухопутную границу Туркменистан принял около 2000 человек из 50 стран, обеспечив им транспорт, горячее питание и размещение. Среди пассажиров были граждане в том числе Южной Кореи, ОАЭ, Германии и Великобритании.
Организация транзита заслужила положительные оценки от международных структур и дипломатов, включая представителей ЕС, Китая и США. Оказалось, что Туркменистан может принимать людей, причем на достойном уровне. Транзитный коридор, транспорт по стране и помощь в организации вывозных рейсов, жилье, питание — все эти услуги стали возможны благодаря политическому решению.
И в самом Туркменистане ничего от этого не сломалось: никаких угроз национальной безопасности, никаких шпионов или гангстеров. Почему бы этот опыт не сделать постоянным, ведь страна от этого только выиграет?
Вот простые и безопасные решения для развития потенциала авиакомпании Туркменистан и ощутимого экономического толчка:
Либерализация визового режима:
Отмена виз для богатых и безопасных стран Азии: Южная Корея, Япония, Сингапур, Малайзия, Вьетнам и Китай. С частью этих стран уже есть прямое авиасообщение. Впоследствии можно вообще отменить визы для топ-30 или топ-50 экономик мира.
Введение коротких туров во время пересадки:
Например, 3-6‑часовую экскурсии по Ашхабаду для транзитных пассажиров.
Улучшение цифровой доступности:
Бесплатный WiFi в аэропорту, отелях и туристических зонах;
Продажа (раздача) сим-карт прямо в аэропорту с включенным интернет-трафиком;
Доступ к основным сайтам и соцсетям для иностранных пользователей хотя бы через туристический интернет.
Низко висящие фрукты давно созрели. К двухлетию президентства Сердара Бердымухамедова
Туркменистан оказывает гуманитарную помощь иностранным гражданам, покидающим Иран. В стране дорожают продукты
Рожденный ползать. Как коррупционеры монополизировали авиационную отрасль Туркменистана (видео)
Авиация в клетке. Что мешает Туркменистану развить огромный транспортный потенциал
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Визовый режим лишает Туркменистан сотен миллионов долларов ежегодно appeared first on Turkmen.News.