До Парижа на стероидах. О допинговом скандале в главном туркменском виде спорта

27 июля 2021 года Туркменистан ликовал. В тот день 21-летняя студентка ашхабадского Института физкультуры и спорта Полина Гурьева на Олимпиаде в Токио толкнула штангу весом 121 килограммов, зафиксировав историческое достижение — первую олимпийскую медаль независимого Туркменистана.

Гурьева заняла второе место, уступив лишь абсолютной фаворитке, олимпийской чемпионке с Тайваня Го Синчжунь.

Результат Полины Гурьевой действительно можно считать выдающимся. С одной стороны, ей на руку сыграло отсутствие на турнире целого ряда дисквалифицированных конкуренток. С другой — это их проблемы. А Гурьевой медаль досталась вовсе не за красивые глаза. В Токио она установила личный рекорд, а это дорогого стоит.

Тяжелая атлетика — один из немногих, если не единственный, олимпийский вид спорта, в котором представители Туркменистана способны конкурировать на самом высоком международном уровне. Олимпиада-2020* в Токио не стала исключением. Помимо триумфального выступления Полины Гурьевой, нужно отметить супертяжеловеса Ходжамухаммеда Тойчиева, занявшего четвертое место и Кристину Шерметову, ставшую в своей весовой категории шестой.

Из всей туркменской команды тяжелоатлетов неудачно выступил только Реджепбай Реджепов. Да и тот, претендуя на медаль, отчаянно боролся, пошел ва-банк, но после трех неудачных попыток в толчке завершил соревнования с прочерком в протоколе — без места.

Так или иначе, достойное в целом выступление туркменских штангистов в Токио вполне справедливо вызвало в стране бурю восторга и оптимизма. Наблюдать за этим было забавно, в частности, в социальных сетях (тогда еще почти не заблокированных). Публика фонтанировала хвалебными комментариями и радужными прогнозами относительно перспектив туркменской тяжелой атлетики.

Серебряной медали уже казалось мало. От следующей Олимпиады 2024 года в Париже теперь ждали только золото.

Полину Гурьеву, с которой, в основном, и были связаны надежды на будущее, буквально носили на руках. Ее засыпали подарками и призами, Гурбангулы Бердымухамедов присвоил почетное звание заслуженного мастера спорта Туркменистана и презентовал трехкомнатную квартиру, автомобиль и 50 тысяч долларов наличными. Спортсменку наперебой приглашали на различные мероприятия, интервью и фотосессии. Нашлись даже какие-то торговцы БАДами и спортивным питанием, которые разместили рекламу в ее моментально ставшем популярным инстаграме.

Другим спортсменам, конечно же, славы досталось куда меньше, но в целом страна какое-то время жила тяжелой атлетикой. Какое-то время. Недели две-три.

А потом все встало на свои места — внимание угасло, поэтому о разгоревшемся в начале 2023 года скандале никто не узнал. В период с февраля по май трое туркменских тяжелоатлетов были пойманы на применении допинга.

Первым стал тот самый Реджепбай Реджепов. После неудачи в Токио он вроде бы сумел реабилитироваться — занял второе место на Чемпионате мира в Колумбии в декабре 2022 года. Но спустя три месяца в его анализах были обнаружены следы синтетического анаболического андрогенного стероида метастерона. От права оспорить обвинение Реджепов отказался и сознался в использовании допинга, в результате чего был дисквалифицирован на три года (с 06.04.2023 по 05.04.2026).

Теперь, в соответствии со статьей 10.14 Всемирного антидопингового кодекса, Реджепбай Реджепов на весь срок дисквалификации подпадает под запрет на участие. Это означает, что он не имеет права участвовать ни в каком качестве в соревнованиях или иной деятельности, связанной с тяжелой атлетикой, а также в любой спортивной деятельности на элитном уровне, вне зависимости от вида спорта. Когда истечет срок дисквалификации, Реджепову будет 34 года.

С двумя другими случаями нарушения антидопинговых правил со стороны туркменских тяжелоатлетов дело вышло еще более скандальное, и вот почему…

Во-первых, это две очень молодые девушки: 18-летняя Огулгерек Аманова и 17-летняя Медине Аманова. У обеих в моче были обнаружены признаки того же синтетического стероида, что и у Реджепова.

Во-вторых, Огулгерек и Медине Амановы — не однофамилицы, но родные сестры.

И в-третьих, что самое ужасное, тренирует девушек их отец — старший тренер Школы высшего спортивного мастерства Госкомспорта Туркменистана и главный тренер юношеской сборной страны Гурбандурды Аманов.

На династию штангистов Амановых в Туркменистане возлагали большие надежды, и они эти надежды оправдывали.

Огулгерек в 2022 году заняла второе место на взрослом Международном турнире имени Наима Сулейманоглу в Турции. Медине носит титул чемпионки Азии среди юношей 2022 года в Бахрейне в весовой категории до 64 килограммов и чемпионки мира среди юношей 2023 года в Албании (до 59 килограммов). На том же албанском Чемпионате мира 2023 года золотую медаль в весовой категории до 45 килограммов завоевала Огулшат Аманова (да, есть еще и Огулшат — ей 13 лет).

И вот, две из трех дочерей Гурбандурды Аманова сдали положительный тест на допинг. Третья — либо чистая, либо пока не попалась. В любом случае, представить себе, что юные спортсменки принимали запрещенные препараты без ведома тренера невозможно, да и где бы они их взяли.

По закону стероиды относятся к сильнодействующим веществам, не являющимся наркотическими средствами или психотропными веществами, и их незаконное применение, приобретение, хранение или перевозка, влечет уголовную ответственность, предусмотренную статьей 336 Уголовного кодекса Туркменистана.

Окончательное решение о дисквалификации Огулгерек и Медине Амановых еще не принято (либо не опубликовано). Исходя из практики Международного агентства по допинг-тестированию (International Testing Agency, ITA) в Лозанне, которое рассматривает их дела, ситуация должна прояснится в ближайший месяц-другой. До того времени сестры временно отстранены от соревнований и ожидают своей участи.

Также своей участи ожидают и другие туркменские тяжелоатлеты, над которыми замаячила реальная угроза пролететь мимо Олимпиады-2024 в Париже.

Антидопинговые правила Международной федерации тяжелой атлетики предусматривают целый комплекс возможных наказаний не только для спортсменов-нарушителей, но и их национальных федераций.

Эти правила гласят, что, если три или более представителей одной национальной федерации допускают нарушение в течение одного календарного года, в зависимости от обстоятельств дела и по решению специального дисциплинарного органа, эта национальная федерация может быть дисквалифицирована на срок до четырех лет и оштрафована на сумму до 500 тысяч долларов США. А это значит — никакого вам Парижа.

Кроме того, есть еще и регламент самой парижской Олимпиады-2024, согласно которому от участия в Играх автоматически отстраняется вся команда тяжелоатлетов, если их соотечественники трижды нарушили антидопинговые правила в период с июля 2021 по июль 2024 и получили за это, минимум, по четыре года дисквалификации.

Трое-то нарушили, однако автоматически Туркменистан отстранен не будет, поскольку Реджепбай Реджепов отказался от апелляции и признал себя виновным, заключив с ITA так называемое соглашение о последствиях. Благодаря этому, ему удалось избежать дисквалификации на четыре года — он получил три. И даже если сестры Амановы будут наказаны на четыре года каждая, это не повлечет автоматического отстранения всей туркменской команды.

И все же выдыхать Федерации тяжелой атлетики Туркменистана и ее президенту, заместителю министра иностранных дел Бердыниязу Мятиеву пока рано. После того, как огласят решение по Амановым, судьба участия сборной Туркменистана в Олимпиаде-2024 попадет в руки независимой комиссии ITA, которая своим решением может как пустить туркменских штангистов на Олимпиаду (всего их может быть шестеро, по трое мужчин и женщин), так и сократить квоту, например, пропустит одного, двоих или троих. Или вообще всех исключит, такое тоже возможно.

В пользу Туркменистана при вынесении решения независимой комиссией может сыграть тот факт, что, по сравнению с другими странами, всего случаев применения допинга туркменскими спортсменами было относительно немного. За последние десять лет было зафиксировано два нарушения: по четыре года дисквалификации (20152019) получили Умурбек Базарбаев и Мухаммед Довранов. До этого по два года отбыли Санджар Кадырбергенов (20032005) и Руслан Рамазанов (20102012). И теперь вот — Реджепбай Реджепов и Огулгерек и Медине Амановы.

С другой стороны, есть несколько существенных отягчающих обстоятельств, и главное из них — семейный подряд Амановых. Гурбандурды Аманов не просто тренер, он главный тренер юношеской сборной. И если он напичкал стероидами собственных дочерей, где гарантия, что он не сделает то же самое с чужими? Еще у него есть два сына 8 и 11 лет, оба тоже занимаются тяжелой атлетикой. И еще есть две дочери, но они шахматистки (видимо, что-то случилось).

Также независимая комиссия может принять во внимание демонстративный отказ Туркменистана от сотрудничества с международными антидопинговыми организациями. То есть, на словах, как обычно, все хорошо. В стране даже создано Национальное антидопинговое агентство (НАДАТ), в задачи которого, в том числе, входит предупреждение случаев применения допинга в спорте и борьба с этим явлением на общегосударственном уровне, поощрение чистого спорта в целях охраны здоровья спортсменов и соблюдения принципа честной игры в спорте. На деле же не происходит ничего подобного. Все заняты только тем, чтобы скрывать правду, нисколько не заботясь о последствиях.

В Туркменистане никто не знает о том, в какой грязной истории оказались замешаны спортсмены, тренеры и федерация, которую возглавляет крупный правительственный чиновник. Ни о какой борьбе против допинга и поощрении чистого спорта в таких условиях не может быть и речи. И если команду все же дисквалифицируют, целое поколение безусловно талантливых туркменских тяжелоатлетов, среди которых не все являются допингистами, может быть потеряно.

* XXXII летние Олимпийские игры в Токио изначально были запланированы на июль-август 2020 года, однако из-за пандемии COVID-19 были перенесены на год и в действительности состоялись в 2021 году, сохранив в названии приставку 2020

Владимир Карахан

Подтвердилась информация о смене тренера туркменских тяжелоатлетов

Туркменские тяжелоатлеты уличены в употреблении допинга

Тяжелоатлетка Полина Гурьева завоевала первую олимпийскую медаль в истории Туркменистана

Победительницу чемпионата мира по тяжелой атлетике уличили в допинге и передали медаль спортсменке из Туркменистана

.related-post {}

.related-post .post-list {

text-align: left;

}

.related-post .post-list .item {

margin: 10px;

padding: 0px;

}

.related-post .headline {

font-size: 18px !important;

color: #999999 !important;

}

.related-post .post-list .item .post_title {

font-size: 16px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

.related-post .post-list .item .post_thumb {

max-height: 220px;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

}

.related-post .post-list .item .post_excerpt {

font-size: 13px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

@media only screen and (min-width: 1024px) {

.related-post .post-list .item {

width: 24%;

}

}

@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {

.related-post .post-list .item {

width: 40%;

}

}

@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {

.related-post .post-list .item {

width: 90%;

}

}

The post До Парижа на стероидах. О допинговом скандале в главном туркменском виде спорта appeared first on Turkmen.News.

Еще статьи по теме

Тяжелоатлетка из Туркменистана завоевала шестое место на Олимпиаде в Токио
Шерметова заняла шестое место на Олимпиаде в соревнованиях по тяжёлой атлетике
Туркменская штангистка Шерметова стала шестой на олимпийском турнире в весе до 55 кг. Золото у филиппинки Диас
Тренер Полины Гурьевой получил в подарок от Президента Туркменистана автомобиль Toyota Camry
Торжественные проводы команды Туркменистана на Олимпийские игры
Итоги сборной Туркменистана на токийской Олимпиаде