Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ) — одно из самых крупных и известных предприятий Туркменистана. Правда, в последние годы он чаще становится известен трудовыми нарушениями, а не успехами. Прошлым летом turkmen.news рассказывал историю юристки Бахаргуль Комековой, которую незаконно перевели на другую должность, а затем уволили; еще раньше работники рассказали, что их массово лишают премий и льготных путевок на Авазу. Путевки давали за вредность производства, чтобы люди поправляли здоровье. Как стало известно сейчас, отменили не только их, но и денежные доплаты, дополнительные дни отпуска и другие части компенсации.
Чья работа вреднее
Нарушение трудовых прав в Туркменистане не редкость: в стране нет независимых профсоюзов, а у руководителей всегда найдутся деньги и связи, чтобы замять вопрос напрямую или с правоохранительными структурами. Однако некоторые случаи особенно возмущают тем, что буквально сказываются на здоровье людей.
Недавно turkmen.news рассказывал историю Олега Ухаткина, которого вместе с напарницей уволили с энергетического предприятия в Ашхабаде за то, что они активно отстаивали трудовые права коллектива, в том числе соблюдение предприятием техники безопасности и выплату надбавок за вредность. Администрация не организовала вовремя очередную комиссию, и пар, шум и другие вредные условия на бумаге исчезли, хотя, разумеется, сохранились в жизни. Невыгодный перерасчет затронул именно рядовых работников, а не начальников.
Похожим образом экономит на здоровье производственных рабочих, сохраняя льготы для себя, руководство ТКНПЗ. По информации источника turkmen.news в одном из цехов, еще в апреле 2024 года руководители объявили, что истек 5-летний контракт, по которому действовали нормативы вредности на предприятии. Комиссия Туркменстандартлары провела переаттестацию, результаты которой поразили людей. Вредными оказались условия начальников, сидящих в кабинетах, и дневных сотрудников. Те же, кто непосредственно работает на производстве, дышит парами нефтепродуктов, в том числе работает в ночные смены, надбавок лишились.
Как отмечает источник, вредные условия на заводе — везде. А некоторые установки считаются особо вредными, например, установки по производству битума, бензина, полипропилена, установка замедленного коксования (УЗК) и другие.
Всего же на заводе 22 цеха. В каждом собственное начальство накануне приезда комиссии собирало деньги — на взятку. Администрация утверждала, что иначе справедливой аттестации можно не ждать. Однако категории вредности все равно присвоили несправедливо, а кому же в конце концов достались деньги — неизвестно. Но одномоментная потеря денег не самое главное.
Что происходит с ТКНПЗ?
Работники, чьи цеха и установки комиссия посчитала не такими уж вредными, уже больше года лишены надбавок. Они составляли в среднем 6-8% — вроде бы немного, но фактически у людей украли зарплату за 1-2 смены в месяц.
А смен теперь приходится вырабатывать больше, ведь люди перестали получать и дополнительные дни к отпуску, которых за год набиралось около недели. Да и выйти раньше на пенсию не получится, а ведь в зависимости от степени вредности труда возраст снижается на 10 лет. Впрочем, начисление дополнительного вредного стажа в одно время и вовсе отменяли, причем на уровне страны — а сделал это Сапармурат Ниязов. Его решение, перевернувшее с ног на голову жизнь и тогдашних пенсионеров, и считавших стаж работников, Гурбангулы Бердымухамедов откатывал почему-то не одним махом, а по частям. Так, работникам особо вредной УЗК пришлось добиваться, чтобы им позволили уходить на заслуженный отдых раньше на 10 лет, по многим инстанциям. А вот их коллеги, работающие с битумной, очистной и другими вредными установками, такое право обратно до сих пор не получили.
Как говорит источник, добиваться этого некогда и некому. И это буквально так. На ТКНПЗ, как и во многих организациях Туркменистана, не хватает кадров. Желающих найти работу в стране избыток, в дефиците именно люди с нужными квалификациями. Образование в стране совершенно не окупается: официальные зарплаты и соцпакет и так невелики, а руководство к тому же постоянно от них что-то отрезает.
На этот раз под нож попали дополнительные выплаты, дни отпуска и стаж за работу во вредных условиях. Примерно тогда же, как уже писал turkmen.news, людей лишили льготных путевок на Авазу: принадлежащий предприятию профилакторий его новые руководители фактически превратили в частный отель.
На заводе ни на машину, ни на квартиру не заработаешь, даже если будешь всю жизнь копить и ни на что не тратить, — делится источник. — Вот если работать начальником, брать взятки и воровать, тогда [все это приобрести] можно.
Взятки берут в том числе за трудоустройство или перевод на привлекательную должность. Занимающего ее человека могут запросто уволить, даже если он намного квалифицированнее нового кандидата. Из-за подобных действий в 2023 году лишилась работы на ТКНПЗ юрисконсульт Бахаргуль Комекова, шесть лет возглавлявшая общий отдел: сперва ее перевели замещать экономиста в декрете, а на ее место поставили другого человека, а потом, когда вернулась сама экономист, для Комековой вдруг не оказалась места, кроме вакансий сварщика, оператора или рабочего. В итоге женщину уволили, добиться правды в суде она не смогла.
Но постепенный распад ТКНПЗ не стоит списывать на отдельных начальников, коих в большой организации около сотни, или даже исключительно на его главу. Денежное предприятие давно превратил в свой карман сам Гурбангулы Бердымухамедов. За счет доходов комплекса регулярно оплачивают прихоти фактического лидера страны на сотни миллионов долларов, в том числе ремонт его резиденций на Каспии или организацию помпезных праздников. Запускают в ТКНПЗ руки и руководители смежных предприятий нефтегазовой отрасли.
Вот так флагманское предприятие, которое могло бы стать опорой другим отраслям, стало просто дойной коровой для коррупционеров на всех уровнях. Но нефтяные скважины не бездонны, а сотрудники увольняются и уезжают в Россию, Казахстан, ЕС. С аппетитами тех, кто тянет деньги из ТКНПЗ, предприятие может скоро не только лишиться перспектив, но и попросту обанкротиться.
Руководство решает, кому и где работать! Как юрист из Туркменбаши проиграла суд ТКНПЗ
Работники ТКНПЗ остались без отдыха на Авазе
Туркменистан: Вся страна карман президента
На предприятии Ашхабада нарушали права работников и уволили самых неудобных. Прокуратура, суд и омбудсмен покрывают работодателя
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Рабочих на ТКНПЗ лишили доплаты за вредность. Кабинетные начальники ее получают appeared first on Turkmen.News.