Туркменистан возрождает Великий Шёлковый путь в стальном формате

Из Туркменистана в Иран через железнодорожную станцию Акяйла проследовал контейнерный поезд, совершающий очередной тестовый рейс по маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран.

Отработка наиболее выгодных путей, связывающих страны огромного азиатского региона с включением транзитных коридоров Туркменистана, отвечает задачам развития логистической системы нашей страны с учётом преимуществ её географического положения. Президент Гурбангулы Бердымухамедов, инициировавший крупномасштабные транспортные проекты, нацеленные на формирование мультимодальной инфраструктуры, отмечает, что расширение транзитных возможностей нашего государства является одним из важнейших условий социально-экономического и технологического прогресса, вовлечённости Туркменистана в систему мирохозяйственных отношений.

Стартовавший 28 декабря 2017 года из города Чанша (провинция Хунань) крупного промышленного центра на юге Китая железнодорожный состав из 41 контейнерного вагона, гружёных товарами народного потребления, поможет точно определить временные и другие рабочие характеристики пути следования для налаживания регулярных перевозок.

Отправка поезда по маршруту Чанша (Китай)Алтынкол (Казахстан)БолашакСерхетяка (Туркменистан)Акяйла Инчебурун (Иран)-Тегеран прошла в торжественной обстановке, соответствующей значению события. В мероприятии, организованном по этому поводу транспортной компанией Hunan Xiang OU Express Co., Ltd и управлением торговли провинции Хунань при содействии местных властей, приняли участие высокопоставленные руководители, представители правительственных и деловых кругов КНР, а также стран-участниц проекта, в том числе Туркменистана.

Выступавшие на церемонии подчёркивали важную роль, придаваемую транспортному коридору Китай-Казахстан- ТуркменистанИран как одному их ключевых маршрутов возрождающегося в новом качестве Великого Шёлкового пути.

Функционирование этой линии позволит наращивать объёмы грузопотока и отрыть новые возможности торгово-экономического сотрудничества в регионе и на континенте, отмечает Президент Гурбангулы Бердымухамедов.

Для обсуждения вопросов налаживания контейнерных перевозок по данной линии в мае прошлого года в Ашхабаде прошла четырёхсторонняя встреча. Достигнутые на ней договорённости ныне вступают в практическую стадию воплощения.

Вслед за первым поездом по коридору Китай-Казахстан- ТуркменистанИран 29 декабря отправился второй аналогичный состав из города Инчуань (автономного региона в центральной части КНР), а на следующий день, 30 декабря, третий из города Сиань провинции Шаньси на севере КНР.

Первый из упомянутых грузовой поезд, тестирующий возможности транспортно-логистической инфраструктуры четырех дружественных стран, 4 января прибыл в Казахстан на приграничную с КНР станцию Алтынкол, а 7 января достиг границ Туркменистана, где был торжественно встречен на станции Серхетяка.

Далее он преодолел 825 километров до туркменской станции Акяйла, расположенной на самом юге Балканского велаята, причём с опережением заданного графика, и вышел на территорию Ирана. Сокращение времени прохождения пути, как известно, означает уменьшение транспортных издержек, то есть повышает экономическую рентабельность маршрута.

Для Туркменистана участие в этом международном логистическом проекте означает активизацию транзитных возможностей, ведь сегодня Великий Шёлковый путь благодаря успешной реализации транспортной политики Президента Гурбангулы Бердымухамедова воссоздаётся заново в виде современных транснациональных автомобильных, железнодорожных, морских и авиационных маршрутов. Эти трассы, которые практически совпадают с направлениями древнего трансконтинентального маршрута, обеспечат укрепление внешнеэкономических связей, расширение транзитных перевозок на евразийском континенте, культурных и туристических контактов. И весьма символично, что именно в первые дни 2018 года, девиз которого Туркменистан сердце Великого Шёлкового пути, по территории нашей страны пошёл железный караван транзитных грузов по стальным магистралям возрождаемого ныне маршрута.

В рамках рабочего визита туркменской делегации в КНР, прибывшей для участия в торжественной церемонии по случаю отправки тестового поезда из Китая в Иран, через территорию нашей страны, также состоялись деловые встречи в Пекине, в частности, с главным управляющим компании China Railway International Multimodal Transport Co., Ltd (Китайские железные дороги). В ходе переговоров было отмечено, что налаживание регулярного движения контейнерных составов по данному транспортному коридору открывает возможность подключения к нему других государств, в том числе Афганистана и Турции.

Этому будет способствовать и ведущаяся туркменскими железнодорожными строителями прокладка стальной трассы от приграничной станции Серхатабат в Марыйском велаяте до афганского города Тургунди. Старт этому очень важному для нашего южного соседа страны проекту дал 29 ноября 2017 года Президент Гурбангулы Бердымухамедов. Ввод в эксплуатацию этой линии запланирован на вторую половину февраля нынешнего года.

Значение транспортной системы как важного сегмента экономики Туркменистана определяется её ключевой ролью в территориальном разделении общественного труда и рациональном размещении производительных сил, подчёркивает лидер нации, отмечая актуальность формирования транснациональных коридоров как основы пространственной модели регионального и межрегионального сотрудничества. Железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран представляет собой наиболее экономичную стальную магистраль между Азией и Европой, кратчайший путь доставки грузов, в том числе транзитных, а в будущем и для пассажирских перевозок.

Туркменистан, Казахстан, Иран и Китай заинтересованы в евразийской интеграции, выходящей за пределы одного региона и охватывающей важнейшие пути развития стран континента. Надёжной основой этих позитивных процессов становятся конкретные интеграционные проекты в отдельно взятых ключевых отраслях, от которых импульс, заряд движения передаётся как по электрической цепи во все другие, переходя в долгосрочный эффект.

Как отмечает глава государства Гурбангулы Бердымухамедов, железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран это не только коммерчески обоснованный проект, но и серьёзный фактор геополитики, способный оказать большое позитивное влияние на общую обстановку в регионе и за его пределами, на стабильность и безопасность в Азии, придать дополнительную устойчивость всей системе континентальных политических связей. Перспективность использования этой трассы очевидна и в контексте укрепления взаимодействия на уровне международных и региональных организаций, в том числе таких, как Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Организация экономического сотрудничества.

На расширение взаимовыгодных торгово-экономических связей, с учётом новых реалий и запросов времени, направлены инициативы Президента Туркменистана, озвученные на сессиях Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, саммитах глав государств СНГ, ШОС и других форумах высокого уровня. В частности, речь идёт о разработке Специальной программы ООН по развитию транспорта, предусматривающей изучение транзитно-транспортных возможностей между Каспийским и Чёрным морями, Средней Азией и Ближним Востоком.

Особую актуальность в этом контексте имеет инициированная туркменским лидером и дважды принятая Генассамблеей ООН Резолюция о роли транспортно-транзитных коридоров в международном сотрудничестве и устойчивом развитии.

Международные транспортные коридоры стали ключевыми механизмами глобализации мировой экономики. Будучи катализатором этих процессов, Туркменистан формирует на своей территории один из важных логистических центров континента, опираясь на устойчивое экономическое и социальное развитие страны и разработанную Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым стратегию реализации геоэкономического потенциала нашего государства в интересах региона и мира.

Еще статьи по теме

08.01.2018 | Из Туркменистана в Иран проследовал китайский контейнерный поезд, совершающий тестовый рейс в ИРИ
Китай тестирует туркменский железнодорожный транзит в Иран
Туркменистан возрождает Великий Шёлковый путь в стальном формате
Тестовые рейсы позволили КНР оценить экономические плюсы транзитного коридора через Туркменистан
18.01.2018 | Туркменистан интегрируется ключевым звеном в железнодорожную сеть Азии
13.02.2019 | Летопись 2018 года: транспорт и связь