Ашхабадскому землетрясению посвящена тематическая экспозиция в Музее ИЗО

На одной из фотографий, ставшей документальным свидетельством непоправимой трагедии, крупным планом изображены уличные часы, рухнувшие на груду развалин. Их стрелки показывают 1 час 12 минут - время начала ашхабадского землетрясения, произошедшего в ночь на 6 октября 1948 года. 70 лет назад, когда ашхабадцы мирно спали, подземные толчки страшной силы разрушили их жилища и унесли десятки тысяч жизней. Спасшиеся были повергнуты в ужас. Над разрушенным городом нависло густое облако пыли, раздавались крики о помощи, стоны и рыдания людей, потерявших близких…

В Музее изобразительных искусств в память о жертвах трагического бедствия развернута выставка работ туркменских художников.

Одна из лучших, на мой взгляд, экспонируемых на выставке картин - Плохие вести Ярлы Байрамова. Художнику удалось с такой экспрессией передать горе туркменской женщины, что по силе эмоционального воздействия эта работа доминирует над полотнами других мастеров. Пожилая женщина, потерявшая своих родных, испытывает невыносимую душевную боль, которая пронзительно звучит в каждом штрихе полотна.

Интересна графическая работа Х.Атакгаева Раздумье, в которой автор изобразил убитого горем яшули, присевшего на развалинах своего дома и мучительно размышляющего о том, как жить дальше, после того, как проклятое землетрясение отняло жизни его детей и внуков?

Еще более трагично выглядит графическая работа К. Байлиева. Полотно повествует о том, как разверзшаяся земля безжалостно поглощает детей, женщин, стариков…

Как правило, создавая произведения об ашхабадском землетрясении, художники прибегают к графике. Среди редких живописных картин на эту тему работа А.Ходжаммаева Бедствие. Но и для неё характерна лаконичность палитры: автор использовал оранжевый и серо-зеленый цвета. Рассвет после катастрофы. Обычно нежный розовый отсвет в это время суток под действием густого серого смога превратился в оранжево-серый, который окрасил изуродованные здания и группу людей, высвобождающих из-под завалов живых и мёртвых. Мимо пробегает молодая женщина с маленьким ребенком на руках. Обезумевшая от происходящего, она старается убежать, как можно дальше, чтобы спасти свою дочь. Но везде одно и тоже разрушенные дома, плачущие люди…

В экспозиции представлены три фрагмента портала анаусской мечети. Разрушительная волна накрыла и близлежащие населённые пункты. Ярко-синие фрагменты мозаики, представленные на выставке, - напоминание о том, что бездушная стихия разрушила уникальный исторический памятник, который на протяжении столетий сохраняло для потомков время... Трагическую атмосферу тех дней передают и уникальные фотоматериалы.

Сегодня Ашхабад превратился в восхищающий стилистическим изыском мегаполис. Город любви, как звучит его название в переводе, расцвел экзотическими растениями в многочисленных парковых зонах, зазвенел хрустальными переливами фонтанных струй, засверкал беломраморной облицовкой высотных зданий. Но память о трагической октябрьской ночи 1948 года всегда будет жить в наших сердцах и генетической памяти.

Еще статьи по теме

Выставка в Музее ИЗО: живая память
Тематическая экспозиция Музея ИЗО дарит посетителям праздничное настроение
Национальному празднику туркменского скакуна посвящена тематическая экспозиция музея ИЗО
Таланты о талантах: праздничное посвящение
Выставка в Музее изобразительных искусств: ода ахалтекинскому скакуну
Красками по воде: ашхабадцы познакомились с секретами создания рисунков эбру